Консультация
Воспитатель логопедической
группы Рогалёва Т.Н.
Дидактические игры по
развитию мелкой моторики руки
Кроме специально организованных занятий по
подготовке руки к письму, в нашем детском саду с детьми используются
дидактические игры. Хотелось бы рассказать о некоторых из них.
Тренировка пальцев рук стимулирует умственное
развитие. Дидактические игры способствуют развитию зрительно-двигательной
координации, формированию ловкости пальцев рук, умению выполнять задания с
более мелкими предметами, готовят руку к письму.
Дидактические игры и пособия по развитию
мелкой моторики:
• шнуровки
• счетные палочки
• конструктор
• мозаика
• волчки
• выкладывание рисунков из крышек
• сухой бассейн
• прокатывание мяча по шнурку
• ходилки.
Шнуровка.
Уже давно доказано, что шнуровка- идеальная
игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера,
воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для
подготовки к письму. Самым простым
вариантом шнуровки являются плоские деревянные или пластмассовые цветные
двухсторонние фигурки, изображающие зверей и другие предметы. На каждой из
фигур имеются до двух десятков маленьких отверстий-дырочек, в которые можно
протянуть шнурок, тесьму, ленту и т. п. Задания могут быть различными:
протянуть шнурок в каждое отверстие через край трафарета, протягивать шнурок в
каждую вторую (третью) дырочку по контору, пришнуровать фигурки друг к другу.
Для детей старшего дошкольного возраста
существуют сюжетные шнуровки. Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще
игра-драматизация. Пришнуровывая грибы и ягоды к ежику или белочке, можно
сочинить сказку о том, как зверек собирал себе плоды на обед. Ребенок научиться
накладывать мелкие предметы на более крупные так, что бы дырочки на них
совпадали, и плотно привязывать детали.
Счетные палочки.
К четырехлетнему возрасту ребенок в состоянии
выложить из счетных палочек или спичек простые геометрические фигуры: квадраты,
треугольники. Ребенку предлагается брать палочку двумя пальчиками из кучки,
лежащей нас толе, так, чтоб не рассыпать все остальные. Возможно использования
образца постройки-изображения на листе бумаги. В ходе таких манипуляций дети
могут закреплять знания геометрических фигур, цвета, букв цифр и т. п. Игры с палочками развивают тонкую координацию
движений рук и формируют пространственные представления.
Конструкторы.
Одно из любимых детских занятий-
конструирование, т. е. создание из отдельных элементов чего то целого: домов,
машин, мостов… Конструируя что-то, ребенок развивает ручную ловкость и мелкую
моторику. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает
целенаправленность собственных действий. Последнее время актуальны тематические
наборы для конструирования. Они включают как детали для конструирования, так и
фигуры человечков, животных и т. п. Но нужно учитывать размер деталей: более
крупные для малышей, мелкие - для детей по старше.
Мозаика.
Основная идея мозаики как пособия для развития
ребенка заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время
игры ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и
прикладывает их друг к другу, таким образом, совершенствуется мелкая моторика
рук. Чтобы сложить из частей целое изображение, малыш должен проявить
сообразительность и наблюдательность, терпение и настойчивость. Сегодня
существует большое многообразие мозаик: большие напольные без ограничения
поверхности, мелкие гвоздиковые, магнитные, термомозаики.
Волчки
Это игрушки, приводимые в движение пальцами
руки и вращающиеся вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый
двигательный навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами
волчков, ребенок учиться правильно рассчитывать силу и точность движения
пальцев и кисти. Такие игры развивают ловкость рук и глазомер дошкольников.
Выкладывание рисунков из крышек.
Эффективным тренажёром для пальцев рук может
стать обыкновенная крышка от пластиковой бутылки. А заданий и игр с таким
простейшим приспособлением можно придумать много: «Чьи бусы длиннее? »,
«Пирамидка», «Нарисуй картинку», «Закрути» и т. п.
Сухой бассейн. Сухие бассейны представляют собой открытые
резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками,
стеклянными шариками, горохом, крупой, песком, солью. Их основное назначение-
механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках
пальцев.
Прокатывание мяча по шнурку. Предлагается в веселой, непринужденной форме
помочь детям развить мелкую моторику пальцев рук, используя мячики или
разноцветные каучуковые шарики, в комплекс входят элементы массажа.
Представленные в игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной
подготовки к ним, больших временных затрат. Используя съемные буквы, слоги и
это задание можно превратить в универсальное. Развивая моторику детей
закреплять навыки чтения.
Ходилки.
Собравшись вместе, ребята с азартом кидают
кубик, отсчитывают несколько клеток и передвигались по игровому полю в
ожидании, кто же первым доберётся до финиша? Но, будет еще интереснее, если вы,
вместе с ребенком придумаете и сделаете свою собственную игру. Ее тема зависит
от интересов малыша. Может, это будет подводная одиссея, может, авторалли, а,
возможно, веселые приключения с любимыми мультгероями. Фишки к игре тоже можно
сделать самим. Это могут быть какие-то мелкие игрушки, машинки, или же любые
понравившиеся вам персонажи, изображение которых можно вырезать и приклеить на
толстый картон. Эти известные всем с детства игры так же развивают мелкую
моторику и ориентировку на листе бумаги, что несомненно подготавливает руку
ребенка к письму.
|