Конспект непосредственной образовательной
деятельности
Образовательная область « Чтение
художественной литературы»
Тема: Чтение рассказа Е. Чарушина «Корова». Рассказывание по картине.Воспитатель:
Войнаховская Ю.Г.
Коррекционно-образовательные цели. - уточнять,
активизировать и актуализировать словарь по теме «Домашние животные»; -
совершенствовать умение задавать вопросы; - обучать составлению рассказа по
картине; - совершенствовать грамматический строй речи (образование
относительных прилагательных).
Коррекционно-развивающие цели. - развивать
связную речь, мышление память, речевой слух, зрительное внимание и восприятие,
творческое воображение, общую, тонкую и артикуляционную моторику, координацию
речи с движением. Коррекционно-воспитательные цели. - воспитывать бережное
отношение к живой природе.
Оборудование: картина «Корова с телятами и бык», предметные
картинки с изображениями домашних животных, мяч.
Предварительная работа Заучивание
загадок о корове и теленке, упражнения «Я, младшенька, Буренушку пасу».
Ход
занятия.
1. Организационный момент, объявление темы занятия.
Логопед приглашает детей в
кабинет и предлагает им сесть на стульчики, стоящие полукругом перед
мольбертом.
Логопед: - Сегодня мы с вами рассмотрим картину «Корова
с телятами и бык» и составим рассказ по ней. Но сначала послушайте рассказ
Евгения Чарушина «Корова».
2. Чтение логопедом рассказа Е. Чарушина «Корова» и
беседа по тексту (Создание эмоционально положительного фона восприятия картины.
Развитие диалогической речи.)
Логопед выразительно читает
рассказ.Логопед: - Стоит Пеструха на
зеленом лугу, траву жует, пережевывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и
вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет. - А что тебе,
Пеструха, повкуснее жевать – простую зеленую траву или разные цветочки? Может
быть, ромашку, может синий василек, или мышиный горошек, или незабудку, или
гвоздичку, а может, Иван-да-марью? Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее – молочко у
тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить – надоит полное ведро вкусного,
сладкого молока.
Логопед: - О ком я прочитала
рассказ? Дети: - Вы прочитали рассказ о
корове. Логопед: - как описывает корову автор рассказа? Какие у нее рога, бока,
вымя? Что она делает? 1-й ребенок: - У
коровы крутые рога. 2-й ребенок: - Толстые бока. И т.д. дети описывают корову из рассказа.
3. Загадывание детьми загадок о домашних животных
(Развитие памяти, речевого слуха, мышления).
Логопед достает и помещает на мольберт
несколько картинок с изображениями
домашних животных (корова, бык, теленок, лошадь, кот, собака).Логопед: - А теперь настало время загадывать загадки о
домашних животных. Сейчас ребята, которые учили загадки дома, загадают их вам,
а вы отгадывайте. Картинки вам помогут. 1-й ребенок: - Голодна – мычит, Сыта – жуёт,
Малым деткам, Молока дает. Дети:
- Это корова. Логопед: - Как вы догадались? Дети: - В загадке говорится, что она мычит и детям
молока дает.
2-й ребенок: - Этот маленький ребенок Спит без простынь и пеленок. У него четыре
ножки, Он гуляет без пальто. Он сказать
не может: «Мама, Есть хочу!» А потому Целый
день мычит упрямо: «Му-у-у!» Это вовсе не ребенок, Это маленький Дети: -
Теленок.
Далее логопед спрашивает у
детей, как они догадались, и поощряет за правильные ответы.
4. Рассматривание картины и беседа по ней. Составление
описательных рассказов о животных и их
детенышах по образцу ( развитие связной речи, зрительного восприятия и
внимания, совершенствование умения задавать вопросы).
Логопед помещает на мольберт картину и дает
детям несколько минут для ее свободного рассматривания, а потом начинает
беседу.
Логопед: - Кого вы видите на картине? Дети: - Мы видим корову, телят и быка. Логопед: -
Посмотрите на корову и послушайте мой рассказ о ней, а потом расскажите о
телятах и быке. Слева на картине изображена черно-белая пятнистая корова.
Она большая. У нее острые рога, розовые
уши, длинный хвост. Вымя коровы полно молока. Корова смотрит на своих телят. Вы послушали мой рассказ. Сначала я сказала
какого цвета и размера корова, потом рассказала о некоторых частях тела коровы,
потом – о том, что она делает. Расскажите по такому же плану о быке и телятах. Логопед помогает детям, если они
затрудняются, направляет ход рассказа в нужное русло.
5. Физкультурная пауза (координация речи с движением,
развитие общей моторики).
Логопед приглашает детей на ковер, предлагает им встать
вкруг.
Я, младшенька, Буренушку пасу. Идут в хороводе.
Я с Буренушкой до вечера в лесу.
Я медведя повстречать боюсь, Меняют направление движения.
Я медведю низко в пояс поклонюсь: Останавливаются лицом вкруг.
Дедушко, Медведушко, Три раза низко кланяются.
Не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку!
6. Игра с мячом «Чей, чья, чье, чьи?»
(совершенствование грамматического строя речи (образование относительных
прилагательных)). Логопед берет в руки
мяч: - Давайте поиграем в игру «Чей, чья, чье,
чьи?». Я бросаю вам мяч и называю часть тела животного, вы ловите мяч и
говорите, чья это часть тела. Хвост быка.
1-й ребенок: - Бычий хвост. И т.д.
дети отвечают хором и индивидуально.
7. Коллективное составление плана рассказа по картине
(развитие диалогической речи, мышления).
Логопед и дети обсуждают с
чего лучше начать рассказ, о ком рассказывать потом и чем закончить рассказ.
8. Рассказ по
картине по частям несколькими детьми, потом – обобщающий рассказ одним ребенком
(развитие связной речи, совершенствование навыка составления рассказа по
картине).
Логопед дает детям 1-2 минуты для подготовки
к рассказыванию, помогает детям, если они затрудняются.
9. Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной
моторики).
Логопед выдает детям
индивидуальные зеркала, проверяет, чтобы они правильно сели и хорошо видели в
зеркале свои лица.
Логопед: - Первое упражнение называется «Грибок».
Широко откройте рот, присосите язык к небу. Удерживайте его, пока я буду
считать до 10 (упражнение выполняется 3-4 раза. После каждого выполнения
логопед напоминает детям сглотнуть слюну и предлагает отдохнуть). - Второе
упражнение «Лошадка». Широко откройте
рот и медленно пощелкайте языком, как будто лошадка цокает копытами (упражнение
выполняется в течение 20-30 секунд). - Следующее упражнение «Пулемет». Широко
откройте рот, поставьте кончик языка за верхние зубы, на бугорки, быстро
произнесите «д-д-д-д-д», как будто строчите из пулемета (упражнение выполняется
в течение 20-30 секунд).
10. Подведение итогов занятия, оценка работы детей. |