Перспективы
развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных
требований
Сегодня
в обществе идет становление новой системы
дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства
образования и науки РФ от № 655 были
утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299)
федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования (далее ФГТ).
Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с
Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ
«Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования
для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение
доступности и качественного образования для каждого ребенка – где бы он ни
проживал.
ФГТ
являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении
пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы
дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах
образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного
образования.
Впервые в истории российского образования ФГТ являются
документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть
основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание
образования и как организован образовательный процесс.
В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная
программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части,
формируемой участниками образовательного процесса.
Содержание обязательной части определяет примерная
программа, которая должна быть
реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную
аккредитацию.
В ФГТ установлено, что объем обязательной части
программы, должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации
всей программы.
Остальные 20% отводятся для части программы,
формируемой участниками образовательного процесса, в которой отражается вся
специфика деятельности образовательного учреждения, все приоритеты, т.е.
содержание этой части коллектив дошкольного учреждения должен адаптировать к
конкретным условиям конкретного детского сада.
Почему появился новый документ? Какое содержание будет
заложено в общеобразовательные программы дошкольного образования? Какие
изменения произойдут в системе дошкольного образования при внедрении ФГТ? Все
эти вопросы вызывают и тревогу, и интерес у педагогов и родителей.
Введение ФГТ связано с тем, что настала
необходимость стандартизации содержания
дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные
стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандартизация дошкольного образования не
предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста,
не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения
детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и
навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих
психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее
значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в
том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка
осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования
отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному
образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения
программы.
Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному
образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что
присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не
учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического
развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к
школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и
навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по
подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей
дошкольного возраста.
Поэтому, в дошкольном образовании определены две
группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это
требования к структуре программы дошкольного образования и требования к
условиям ее реализации.
При этом педагогам дается ориентир конечной цели их
деятельности. В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы
любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной
общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие
интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые
ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически
развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.
Основная общеобразовательная программа помогает
ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана
обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным
в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным
учреждением.
В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это
не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые
не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма
образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным
особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с
занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Новый
документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама
природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности
дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так
как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться
от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально
организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской
деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что
каждому виду детской деятельности
соответствуют определенные формы работы с детьми.
Содержание основной программы включает совокупность
образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с
учетом их возраста по основным направлениям – физическому,
социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В
программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития
элементарных математических представлений, рисования, лепки и т.д. Все это
заложено в образовательные области.
Образовательные
области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы
детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в
образовательной программе дошкольного образования.
Если говорить о принципиально новом в содержании
дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в
ФГТ принципам:
-
принцип развивающего образования,
целью которого является развитие ребенка;
- принцип необходимости и
достаточности(соответствие
критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные
цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаться к разумному "минимуму")
-
принцип интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Программа строится с учетом интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных
областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.
Все
образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает;
познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и
взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и
взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка
целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль
взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по
физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя
подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять
подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации,
разминок, гимнастик и др.
-
комплексно-тематический принцип построения
образовательного процесса;
В
соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного
процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор
отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе
подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.
Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по
«событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый
год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и
др.). Праздники – это радость, дань
уважения, память. Праздники – это
события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная
деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип
заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не
цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может
стать успешным.
-
решение программных образовательных
задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная
деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской
деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов) и самостоятельной деятельности детей;
Изменяется
способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а
совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее
естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
- взаимодействие с родителям;
Документ
ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в
реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного
развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в
развитии его личности. Родители должны
быть активными участниками
образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от
того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними
наблюдателями.
- И что еще очень важно, основная программа
дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными
программами начального образования, чего не было ранее.
Перспектива
реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные
изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему
«общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного
образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это
означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается
не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким
образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует
воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна
развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые
обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:
1) Желание сделать жизнь в детском
саду более осмысленной и интересной.
2) Создание условий для того, чтобы
воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы,
специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс и многое другое.
3) Попытка повлиять на сокращение и
упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет
установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
4) Стремление к формированию
инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
5) Отказ от копирования школьных
технологий и форм организации обучения.
6) Ориентация на содействие развитию
ребенка при взаимодействии с родителями.
|